“Социалистический реализм есть собственно язык власти” |
обсудить | вернуться на главную |
1920-е годы – это годы поиска эффективных форм воздействия советского государства на сферу искусства и на самих творцов. В 1925 году выходит постановление ЦКРКП(б): “О политике партии в области художественной литературы”. Это постановление содержало комплекс идей, которые легли в основу советской эстетики последующих лет: подчинение искусства партийному руководству, акцент на его воспитательной функции, указание на необходимость борьбы с буржуазным влиянием. С конца 20-х и в 30-е годы искусство уже окончательно рассматривается как часть “общепартийного дела”. Именно в 30-е годы власти открыто стали вмешиваться в творческий процесс, используя любые меры. 28 января 1936 года газета “Правда” публикует статью: “Сумбур вместо музыки”, где обвиняет творчество Шостаковича в “формализме”.
В 30-е годы советское правительство внедряет новый метод политического воздействия на искусство – социалистический реализм. Именно в это время возникает два основных ориентира в искусстве вообще и в музыке в частности: во-первых, - искусство должно быть понятно народу, а во-вторых, - содержание должно “правильно отражать действительность”. Идея социалистического реализма в искусстве была удобным для советского правительства способом внедрения в народные массы доктрины социализма. Как пишет А. Мазаев: “Социалистический реализм есть собственно язык власти” (цитата по книге Н. Г. Шахназаровой: “Парадоксы советской музыкальной культуры, 30-е годы”, – М., 2001). В эпоху социалистического реализма искусству вменялось быть воспитательным и пропагандистским. Под воздействием установок этого “художественного метода” в искусстве происходила утрата личностного, индивидуального в угоду общественного. Парадокс состоит, как мне кажется, в том, что правдивое представление об эпохе социалистического реализма дает именно музыка Шостаковича, гонимого в те годы композитора. Татьяна Павлова |