Тема личности в отечественной музыке XX века
обсудить вернуться на главную
XX век дал отечеству гениальных ученых, талантливых художников, писателей, музыкантов. Однако именно в XX веке в России была создана тоталитарная социокультурная мифология, сопровождавшаяся манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия и инакомыслящих и примитивизацией художественных оценок. 1917 год… Революция выдвигает лозунг: «Незаменимых нет!». Индивидуальность уничтожается упорно и последовательно, а тема личности в искусстве, казалось бы, приказала долго жить.

И все-таки, на фоне кантат и ораторий на исторические темы, на фоне опер, изображающих недавние события революции и гражданской войны, была написана «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Эта опера отличалась новаторством стиля, а главное – проникновением в душевный мир главной героини. Как и следовало ожидать, руководящая верхушка советской системы не одобрила это произведение. «Сумбур вместо музыки». С этих слов началась кампания против одного из гениев советской музыки и современной музыки вообще. Творения Шостаковича, Мясковского и Прокофьева теперь оценивались с точки зрения простоты и «доступности для народа».

Новый период, получивший название «оттепели», начинается в конце 50-х. Происходит смещение тематики творчества от характерных прежде революционно-гражданской и ленинской тем в сторону нравственно-этической, философской проблематики. Возвращение к духовным ценностям, к вечным темам искусства происходило постепенно, и это было возможно благодаря единицам, сохранившим, несмотря на давление «сверху», яркий индивидуализм и веру в прекрасное.

Екатерина Быстрых



Hosted by uCoz

Почта